Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода»
1. Цель реализации программы
Цель: повышение квалификации государственных и муниципальных служащих современным подходам к разработке проектных решений по развитию муниципальных и региональных туристских комплексов.
Задачи программы:
сформировать представление о структуре регионального и муниципального туристско-рекреационного комплекса;
познакомить с технологией проектирования и инструментами управления туристско-рекреационными кластерами;
познакомить с основными принципами разработки программных документов развития туризма на региональном и муниципальном уровнях управления;
сформировать навыки организации проектной деятельности в сфере туризма на муниципальном уровне.
2. Формализованные результаты обучения.
В результате обучения формируются следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности:
способность использовать знания о структуре и особенностях функционирования туристско-рекреационных комплексов в принятии управленческих решений на региональном и муниципальном уровне;
способность к разработке стратегических решений по развитию туризма;
готовность к решению практических задач в области разработки программных документов по развитию туризма;
способность использовать на практике инструменты проектного управления.
Выпускник по программе повышения квалификации для выполнения профессиональной деятельности по направлению «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода»
должен:
иметь представление о количественных, структурных и пространственных особенностях развития туризма в РФ на современном этапе, нормативно-правовых документах, связанных с развитием внутреннего и въездного туризма, привлечением инвестиций, организации проектной деятельности.
уметь: разрабатывать стратегические проектные решения и программные документы по развитию туризма;
владеть: методикой проектирования и управления туристско-рекреационными кластерами, методами сбора информации о ресурсном потенциале территории, инструментами проектного управления при разработке и реализации туристских проектов.
3. Содержание программы
Учебный план программы повышения квалификации «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода» Категория слушателей (требования к слушателям) – высшее или среднее профессиональное образование, специалисты турбизнеса. Срок обучения – 72 час. Форма обучения – очно-заочная
№ п/п
Наименование разделов
Всего, час.
В том числе
лекции
практ.
самост.
1
Туристско-рекреационный комплекс Российской Федерации
10
10
2
Организация проектной деятельности в сфере туризма на муниципальном уровне.
10
10
3
Подготовка выпускной работы (проект)
44
44
4
Защита выпускной работы (проект)
8
8
Итого
72
10
10
52
Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода»
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
всего
В том числе
лекции
практ.
самост.
1.
Туристско-рекреационный комплекс Российской Федерации
10
10
Цели и задачи программы
1
1
1.1.
Количественные, структурные и пространственные особенности развития туризма в РФ на современном этапе
2
2
1.2.
Проектирование и управление туристско-рекреационными кластерами (муниципальный – федеральный уровни)
2
2
1.3.
Маркетинговая основа туристско-рекреационного проектирования
2
2
1.4.
Рейтинговая оценка эффективности развития туризма в субъектах РФ
1
1
1.5.
Основные принципы разработки программных документов по развитию туризма (от Концепции до Стратегии развития туризма в регионе и/или муниципальном образовании)
2
2
2.
Организация проектной деятельности в сфере туризма на муниципальном уровне.
10
0
10
2.1.
Типология туристских проектов (структура, характеристика, участники)
2
2
2.2.
Принципы проектного управления (согласование целей, построение оптимальной организационной структуры проекта в соответствии с рассмотренной типологией;
ключевые требования к организации проектной деятельности). Модельная стратегическая сессия.
4
4
2.3
Формирование проектных команд (типы и характеристики проектных команд; способы формирования команды проекта).
2
2
2.4
Инструменты разработки и управления проектами: процедуры (инициация проекта, планирование проекта, организация исполнения проекта, контроль проекта, завершение проекта); шаблоны необходимых проектных документов.
2
2
3
Подготовка выпускной работы (проект)
44
44
Защита выпускной работы (проект)
8
8
Итого
72
10
10
52
5. Задания для самостоятельной работы:
1) Используя официальную информацию органов государственной власти, составьте реестр действующих в РФ особых экономических зон туристско-рекреационного типа, туристских кластеров, туристско-рекреационных парков (местонахождение, туристские ресурсы и инфраструктура, концепция и прогнозные параметры развития, налоговые льготы и преференции). 2) Используя конспекты лекций и рекомендуемую литературу, разработайте методику сбора данных для оценки бюджетной эффективности укрупненного инвестиционного проекта по созданию туристского кластера. 3) Дайте определение понятию «туристско-рекреационный комплекс». 4) Используя конспекты лекций, охарактеризуйте основные этапы разработки схемы туристско-рекреационного освоения территории. 5) Используя нормативно-правовые акты органов государственной власти, перечислите возможные источники и механизмы финансирования бюджетных инвестиций по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры. 6) Дайте определение приведенным ниже понятиям и укажите соотношение этих понятий: «проектное управление», «проект», «программа», «портфель проектов (программ)». 7) Приведите примеры проектной деятельности в сфере туризма. 8) Используя официальную информацию органов местного самоуправления, разработайте структуру портфеля проектов (программ) по развитию туристско-рекреационного комплекса конкретного муниципального образования. 9) Используя конспекты лекций и официальную информацию органов местного самоуправления, приведите примеры временной и постоянно действующей организационной структуры по управлению проектной деятельностью в сфере туризма конкретного муниципального образования. 10) Разработайте бизнес-модель туристского проекта. 11) На основе бизнес-модели проведите декомпозицию результатов проекта. 12) Проектная задача.Процесс разработки стратегии развития туризма на территории муниципального образования или региона предусматривает комплексный и системный анализ факторов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на ее ключевые элементы (проектные единицы), в числе которых обычно выделяют:
Приоритетные и перспективные направления развития туризма, тематические направления для разработки турпродуктов.
Стратегия разработки турпродуктов. Механизмы кооперации участников туристского рынка.
Стратегия продвижения территории муниципального образования или региона на туристском рынке.
Стратегия управления туристским комплексом муниципального образования или региона.
Развитие экскурсионно-маршрутной сети.
Развитие инфраструктуры. Реализация перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма.
Стратегический анализ издержек и выгод от развития туризма.
Перечислите факторы, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития туризма. Охарактеризуйте эти факторы, сгруппируйте по ключевым признакам и направлениям стратегического анализа. Оцените возможное влияние факторов на те или иные стратегические решения. Определите взаимосвязи между факторами и элементами стратегического анализа. Разработайте стратегическую матрицу, отображающую эти взаимосвязи. Разработайте алгоритм стратегического анализа в сфере туризма на муниципальном (региональном) уровне.
13) Проектная задача. Оценка эффективности укрупненного инвестиционного проекта по созданию туристского кластера.
Исходные данные:
Горизонт планирования инвестиционного проекта – до 2030 года
Инвестиционные затраты на реализацию проекта составят 1,7 млрд.руб., в т.ч. внебюджетные источники – 1,2 млрд. руб., бюджетные средства – 0,5 млрд.руб.
График освоения инвестиционных затрат – равными долями в течение первых 4-х лет.
Объекты туристской инфраструктуры, входящие в кластер, способны ежегодно генерировать доходы в размере 1000 млн.руб. (максимальное значение, соответствующее 100% загрузке). При этом уровень загрузки в 1-ый год проекта составит 30%, 2-й год – 50% и начиная с 3-го года и далее – 75%.
Текущие затраты в 1-ый год проекта составят 90% от доходов, 2-й год – 80% и начиная с 3-го года и далее – 70%.
Реализация проекта позволит ежегодно перечислять в бюджеты всех уровней налогов и сборов: в 1-ый год реализации проекта 30 млн.руб., 2-й год – 50 млн.руб.и начиная с 3-го года и далее 100 млн.руб.
Ставку сравнения (дисконтирования) для расчета бюджетной эффективности проекта принять равной 7%.
Ставку сравнения (дисконтирования) для расчета коммерческой эффективности проекта принять равной 14%.
Уровень мультипликативного эффекта составляет 20%.
Рассчитать:
Чистый приведенный бюджетный доход проекта.
Срок окупаемости бюджетных инвестиций.
Чистый приведенный доход от коммерческой деятельности.
Период окупаемости частных инвестиций.
Индекс прибыльности проекта.
Чистый общественный доход (без учета мультипликативного эффекта).
Чистый общественный доход с учетом мультипликативного эффекта.
14) Используя информационные материалы конкурсного отбора инвестиционных проектов субъектов РФ для включения в мероприятия ФЦП, размещенные на сайте Ростуризма и Приложение 8 «Методика оценки результативности и эффективности федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, проведите экспресс-анализ конкретного укрупненного инвестиционного проекта по созданию туристского кластера.
6. Формы итоговой аттестации слушателей
Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта.
Разработайте бизнес-модель конкретного туристского проекта. На основе бизнес-модели проведите декомпозицию результатов проекта. Заполните паспорт и сводный план проекта, используя конспекты лекций и рекомендуемую литературу. Результатом выполнения практического задания является: 1) Презентация концепции туристского проекта, выполненная в формате PowerPoint. 2) Заполненный паспорт и сводный план проекта.
7. Материально-технические условия реализации программы
Аудиторный фонд Академии
8. Учебно-методическое обеспечение программы
Цыщук Е.А., Кружалин В.И., Шабалина Н.В. Организация проектной деятельности в сфере туризма: муниципальный уровень / Под ред. проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.И.Кружалина — М.: ООО «Издательский сервис», 2019. — 120 с., ил.