Академия современного образования

Эргономика

Природопользование

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода»
 

1. Цель реализации программы

Цель: повышение квалификации государственных и муниципальных служащих современным подходам к разработке проектных решений по развитию муниципальных и региональных туристских комплексов.

Задачи программы:

  1. сформировать представление о структуре регионального и муниципального туристско-рекреационного комплекса;
  2. познакомить с технологией проектирования и инструментами управления туристско-рекреационными кластерами;
  3. познакомить с основными принципами разработки программных документов развития туризма на региональном и муниципальном уровнях управления;
  4. сформировать навыки организации проектной деятельности в сфере туризма на муниципальном уровне.

2. Формализованные результаты обучения.

В результате обучения формируются следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности:

  • способность использовать знания о структуре и особенностях функционирования туристско-рекреационных комплексов в принятии управленческих решений на региональном и муниципальном уровне;
  • способность к разработке стратегических решений по развитию туризма;
  • готовность к решению практических задач в области разработки программных документов по развитию туризма;
  • способность использовать на практике инструменты проектного управления.

Выпускник по программе повышения квалификации для выполнения профессиональной деятельности по направлению «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода»

 должен:

  • иметь представление о количественных, структурных и пространственных особенностях развития туризма в РФ на современном этапе, нормативно-правовых документах, связанных с развитием внутреннего и въездного туризма, привлечением инвестиций, организации проектной деятельности.
  • уметь: разрабатывать стратегические проектные решения и программные документы по развитию туризма;
  • владеть: методикой проектирования и управления туристско-рекреационными кластерами, методами сбора информации о ресурсном потенциале территории, инструментами проектного управления при разработке и реализации туристских проектов.

3. Содержание программы

Учебный план программы повышения квалификации «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода»
Категория слушателей (требования к слушателям) – высшее или среднее профессиональное образование, специалисты турбизнеса.
Срок обучения – 72 час.
Форма обучения –  очно-заочная 

№ п/п

Наименование разделов

Всего, час.

В том числе

лекции

практ.

самост.

1

Туристско-рекреационный комплекс Российской Федерации

10

10

 

 

2

Организация проектной деятельности в сфере туризма на муниципальном уровне.

10

 

10

 

3

Подготовка выпускной работы (проект)

44

 

 

44

4

Защита выпускной работы (проект)

8

 

 

8

 

Итого

72

10

10

52

 

Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Управление развитием туризма в регионах и муниципальных образованиях на основе проектного подхода» 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

всего

В том числе

лекции

практ.

самост.

1. 

Туристско-рекреационный комплекс Российской Федерации 

10 

10 

 

 

 

Цели и задачи программы

1

1

 

 

1.1.

Количественные, структурные и пространственные особенности развития туризма в РФ на современном этапе

2

2

 

 

1.2.

Проектирование и управление туристско-рекреационными кластерами (муниципальный – федеральный уровни)

2

2

 

 

1.3.

Маркетинговая основа туристско-рекреационного проектирования

2

2

 

 

1.4.

Рейтинговая оценка эффективности развития туризма в субъектах РФ

1

1

 

 

1.5.

Основные принципы разработки программных документов по развитию туризма (от Концепции до Стратегии развития туризма в регионе и/или муниципальном образовании)

2

2

 

 

2. 

Организация проектной деятельности в сфере туризма на муниципальном уровне.

10 

0 

10 

 

2.1.

Типология туристских проектов (структура, характеристика, участники)

2

 

2

 

2.2.

Принципы проектного управления (согласование целей, построение оптимальной организационной структуры проекта в соответствии с рассмотренной типологией;

ключевые требования к организации проектной деятельности). Модельная стратегическая сессия.

4

 

4

 

2.3

Формирование проектных команд (типы и характеристики проектных команд; способы формирования команды проекта).

2

 

2

 

2.4

Инструменты разработки и управления проектами: процедуры (инициация проекта, планирование проекта, организация исполнения проекта, контроль проекта, завершение проекта); шаблоны необходимых проектных документов.

2

 

2

 

3 

Подготовка выпускной работы (проект) 

44 

 

 

44 

Защита выпускной работы (проект) 

8 

 

 

8 

 

Итого 

72 

10 

10 

52 

 

5. Задания для самостоятельной работы:

1)      Используя официальную информацию органов государственной власти, составьте реестр действующих в РФ особых экономических зон туристско-рекреационного типа, туристских кластеров, туристско-рекреационных парков (местонахождение, туристские ресурсы и инфраструктура, концепция и прогнозные параметры развития, налоговые льготы и преференции).
2)      Используя конспекты лекций и рекомендуемую литературу, разработайте методику сбора данных для оценки бюджетной эффективности укрупненного инвестиционного проекта по созданию туристского кластера.
3)      Дайте определение понятию «туристско-рекреационный комплекс».
4)      Используя конспекты лекций, охарактеризуйте основные этапы разработки схемы туристско-рекреационного освоения территории.
5)      Используя нормативно-правовые акты органов государственной власти, перечислите возможные источники и механизмы финансирования бюджетных инвестиций по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры.
6)      Дайте определение приведенным ниже понятиям  и укажите соотношение этих понятий: «проектное управление», «проект», «программа», «портфель проектов (программ)».
7)      Приведите примеры проектной деятельности в сфере туризма.
8)      Используя официальную информацию органов местного самоуправления, разработайте структуру портфеля проектов (программ) по развитию туристско-рекреационного комплекса конкретного муниципального образования.
9)      Используя конспекты лекций и официальную информацию органов местного самоуправления, приведите примеры временной и постоянно действующей организационной структуры по управлению проектной деятельностью в сфере туризма конкретного муниципального образования.
10)  Разработайте бизнес-модель туристского проекта.
11)  На основе бизнес-модели проведите декомпозицию результатов проекта.
12)  Проектная задача. Процесс разработки стратегии развития туризма на территории муниципального образования или региона предусматривает комплексный и системный анализ факторов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на ее ключевые элементы (проектные единицы), в числе которых обычно выделяют:

  • Приоритетные и перспективные направления развития туризма, тематические направления для разработки турпродуктов.
  • Стратегия разработки турпродуктов. Механизмы кооперации участников туристского рынка.
  • Стратегия продвижения территории муниципального образования или региона на туристском рынке.
  • Стратегия управления туристским комплексом муниципального образования или региона.
  • Развитие экскурсионно-маршрутной сети.
  • Развитие инфраструктуры. Реализация перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма.
  • Стратегический анализ издержек и выгод от развития туризма.

Перечислите факторы, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития туризма. Охарактеризуйте эти факторы, сгруппируйте по ключевым признакам и направлениям стратегического анализа. Оцените возможное влияние факторов на те или иные стратегические решения. Определите взаимосвязи между факторами и элементами стратегического анализа. Разработайте стратегическую матрицу, отображающую эти взаимосвязи. Разработайте алгоритм стратегического анализа в сфере туризма на муниципальном (региональном) уровне.

13)  Проектная задача. Оценка эффективности укрупненного инвестиционного проекта по созданию туристского кластера.

Исходные данные:

  • Горизонт планирования инвестиционного проекта – до 2030 года
  • Инвестиционные затраты на реализацию проекта составят 1,7 млрд.руб., в т.ч. внебюджетные источники – 1,2 млрд. руб., бюджетные средства – 0,5 млрд.руб.
  • График освоения инвестиционных затрат – равными долями в течение первых 4-х лет.
  • Объекты туристской инфраструктуры, входящие в кластер, способны ежегодно генерировать доходы в размере 1000 млн.руб. (максимальное значение, соответствующее 100% загрузке). При этом уровень загрузки в 1-ый год проекта составит 30%, 2-й год – 50% и начиная с 3-го года и далее – 75%.
  • Текущие затраты в 1-ый год проекта составят 90% от доходов, 2-й год – 80% и начиная с 3-го года и далее – 70%.
  • Реализация проекта позволит ежегодно перечислять в бюджеты всех уровней налогов и сборов: в 1-ый год реализации проекта 30 млн.руб., 2-й год – 50 млн.руб.и начиная с 3-го года и далее 100 млн.руб.
  • Ставку сравнения (дисконтирования) для расчета бюджетной эффективности проекта принять равной 7%.
  • Ставку сравнения (дисконтирования) для расчета коммерческой эффективности проекта принять равной 14%.
  • Уровень мультипликативного эффекта составляет 20%.

Рассчитать:

  • Чистый приведенный бюджетный доход проекта.
  • Срок окупаемости бюджетных инвестиций.
  • Чистый приведенный доход от коммерческой деятельности.
  • Период окупаемости частных инвестиций.
  • Индекс прибыльности проекта.
  • Чистый общественный доход (без учета мультипликативного эффекта).
  • Чистый общественный доход с учетом мультипликативного эффекта.

14)  Используя информационные материалы конкурсного отбора инвестиционных проектов субъектов РФ для включения в мероприятия ФЦП, размещенные на сайте Ростуризма и Приложение 8 «Методика оценки результативности и эффективности федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, проведите экспресс-анализ конкретного укрупненного инвестиционного проекта по созданию туристского кластера.

6. Формы итоговой аттестации слушателей

Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта.

Разработайте бизнес-модель конкретного туристского проекта. На основе бизнес-модели проведите декомпозицию результатов проекта. Заполните паспорт и сводный план проекта, используя конспекты лекций и рекомендуемую литературу. Результатом выполнения практического задания является:
1)  Презентация концепции туристского проекта, выполненная в формате PowerPoint.
2)  Заполненный паспорт и сводный план проекта.

7. Материально-технические условия реализации программы

Аудиторный фонд Академии

8. Учебно-методическое обеспечение программы

Цыщук Е.А., Кружалин В.И., Шабалина Н.В.
Организация проектной деятельности в сфере туризма: муниципальный уровень / Под ред. проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.И.Кружалина — М.: ООО «Издательский сервис», 2019. — 120 с., ил.

170032, г.Тверь, ул.Московское ш., д.14, Тел. (4822) 52-58-35