Академия современного образования

Эргономика

Природопользование

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МОТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТРАССЕ МОСКВА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
(по материалам научно-практической конференции «Индустрия гостеприимства как основной фактор динамичного развития въездного и внутреннего туризма в России», 16-17 апреля 2010 г., С-Петербург)

Лупина М.А, ведущий эксперт в области гостиничного и ресторанного бизнеса «A.V.I.-group consulting», заведующий кафедрой «Туристики и гостеприимства» КФ РМАТ

 В сентябре 2009 года в Пензенской области прошло межрегиональное совещание «Развитие придорожной туристской инфраструктуры в субъектах Российской Федерации», организованное Федеральным агентством по туризму совместно с Правительством Пензенской области. На данном совещании говорилось об огромном значении придорожного сервиса для развития внутреннего туризма.

Согласно данным Росстата за 2008 г., протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации – порядка 970 тыс. километров, около 570 тыс. км из них составляют дороги с твердым покрытием.[1]

Согласно результатам анализа статистических данных, полученных в результате мониторинга, проведенного Ростуризмом в I квартале 2009 г. в субъектах РФ, на сегодняшний день насчитывается 1916 придорожных объектов размещения, что составляет 17% от всего гостиничного фонда России (11,4 тыс. ед.). Доля мест в мотелях и кемпингах составляет 2% (51,9 тыс.) от общего количества мест во всех коллективных средствах размещения в РФ (1 680 тыс.). Для удовлетворения потребностей в размещении прогнозируемого потока автотуристов, который в ближайшие 3-5 лет возрастет в среднем в 1,6 раза, а к 2015 г. ежегодное число автотуристов должно достигнуть по разным оценкам от 3 млн. до 5 млн. человек,  необходимо создание более 3 тыс. единиц средств размещения, что эквивалентно приблизительно 150 тыс. мест. [1]

Из этих данных, видно, что сегмент мотельного бизнеса в нашей стране далек от насыщения, в отличие от сегмента бизнес- и рекреационных отелей. Отсутствие на данном рынке зарубежных сетевых гостиничных операторов дает возможность развиваться отечественному гостиничному бизнесу.

Мотели смогут обеспечить  безопасность автотуристов, поскольку ночлег в автомобиле на трассе не только неудобен, но и небезопасен.   Все это говорит в пользу мотельного бизнеса, развитие которого пропорционально развитию автотуризма в нашей стране.

Летом 2007 года Конаковский филиал РМАТ провел исследования развития мотельного бизнеса в Тверской области. Осенью 2009 года были проведены повторные исследования мотелей в Тверской области, а также рассмотрены развитие мотелей в Московской и Новгородской областях трассы Москва - Санкт-Петербург. В данной статье представлены результаты проведенных исследований. Для данного исследования было разработано техническое задание, которое включало следующие параметры:

  • название мотеля, его организационно-правовая форма;
  • средняя загрузка  в зависимости от сезона;
  • месторасположение и территория мотеля;
  • номерной фонд (количество номеров, максимальная вместимость, категории номеров, оснащение номеров);
  • услуги питания (наличие объектов питания, часы работы, формы и время обслуживания гостей, средняя стоимость завтрака, обеда и ужина);
  • используемые системы расчетов с гостями;
  • описание дополнительных услуг;
  • методы продвижения, используемые мотелем;
  • профиль гостя, пользующегося услугами данного мотеля.

Сбор информации осуществлялся при проведении полевых и кабинетных исследований. Исследовательская группа проехала по автотрассе Москва-Санкт-Петербург до границы Ленинградской области. Было исследовано 16 мотелей: 2 в Московской области, 10 в Тверской области и 4 в Новгородской.

Персонал мотелей в Солнечногорском и Клинском районе Московской области  был настроен  крайне враждебно и не дал возможности исследовать объекты, поэтому в данной статье основные результаты будут представлены только по двум областями — Тверской и Новгородской.

Исследуемые мотели являются, преимущественно, независимыми средствами размещения, исключение составляют  мотели Чудово, АЗК «Невская» в Новгородской области и мотель, расположенный на 283 км автотрассы М-10, которые принадлежат Петербургской топливной компании.

Номерной фонд в мотелях Тверской и Новгородской областей составляет 177 номеров, общей вместимостью 410 мест. 129 номеров имеет Тверская область, вместимостью 302 места и 48 номеров в мотелях в Новгородской, вместимостью 108 мест. Большее количество мотелей расположено в Тверской области, что в первую очередь обусловлено ее географическим расположением — это половина пути из Москвы в Санкт-Петербург.

Расстояние между мотелями, представленное на графике 2 показывает, что на участке автотрассы длиной в 33 км расположено шесть мотелей. Все они находятся на территории Вышневолоцкого района Тверской области.

Номерной фонд мотелей в основном представлен одноместными, двухместными номерами и номерами категории «люкс», хотя некоторые мотели предлагают и трехместное и четырехместное размещение. Два мотеля «Сосенка» и «Параллель», оба находятся в Тверской области, предлагают размещение в коттеджах.

По количеству номеров все мотели являются малыми средствами размещения. Максимальное количество номеров — 24 в мотеле «Западный Мост», Тверская область, минимальное — 2 в мотеле АЗК «Невская», принадлежащего Петербургской топливной компании, Новгородская область. Остальные мотели имеют от 9 до 18 номеров. Максимальная вместимость — 54 места также относится к мотелю «Западный Мост», минимальное — 4 места — к АЗК «Невская».

По стоимости проживания имеются существенные различия. Для более показательного исследования, мы учитывали только стоимость проживания в двухместном стандартном номере и номере категории «люкс». На графике 2 представлена стоимость проживания в мотелях. Почасовая оплата имеется в трех  мотелях - «Пит Стоп», «Параллель» и «Мега-Ойл», все находятся в Тверской области, стоимость проживания составляет 300-400 рублей.

Предложения по оплате за 12 часов проживания предлагают чуть больше мотелей, но в основном используется традиционная оплата за сутки, при чем в некоторых мотелях установлен единый расчетный час в 12 часов. Такая форма оплаты является неудобной для большинства автотуристов, т.к. в мотелях на сутки останавливаются   лишь единицы гостей. На наш вопрос, о том, как часто в вашем мотеле гости проживают полные стуки, утвердительно ответили только в двух мотелях, в остальных администраторы не вспомнили таких случаев. Для транзитных средств размещения, а мотели относятся, именно, к данному сегменту, предпочтительнее было бы вводить почасовую оплату, или фиксированную по количеству часов, необходимых для сна и отдыха, например от 6 до 12 часов. Данное решение будет способствовать повышению спроса на услуги мотелей многих автомобилистов, в первую очередь это касается водителей большегрузного автотранспорта, которые по прежнему предпочитают спать в машинах или не спать вовсе, по причине отсутствия средств на нормальный отдых в мотелях.

Из представленного графика видно, что все мотели можно разделить на три группы, предлагающих проживание до 1000 рублей за номер, от 1000 до 2000 рублей и свыше 2000 рублей. К первой группе относятся 4 мотеля, общей вместимостью 98 мест. К ним относятся мотели «Катюша», «Коломно», мотель АЗК «Скорость» и мотель АЗК «Невская», предлагающие более чем скромное проживание, без удобств в номере.

Следующая группа самая многочисленная — 7 мотелей, общей вместимостью 223 места, стоимость проживания в номере колеблется от 1100 до 1800 рублей.

Третья группа, предлагающая размещение свыше 2000 рублей представлена тремя мотелями, общей вместимостью 89 мест, все расположены в Тверской области.

Минимальная стоимость двухместного  номера — 400 рублей мотель АЗК «Невская» Новгородская область, максимальная — 3200 рублей мотель «Западный Мост» Тверская область.

9 мотелей из 14 предлагают размещение категории «люкс», цена находится в диапазоне от 1500 рублей мотель «Параллель»  до 4500 рублей мотель «Западный Мост», оба находятся в Тверской области.

Все исследуемые мотели имеют предприятия питания, различных специализаций. В основном преобладают кафе, в мотелях «Чудово» и «Валдайский двор» есть рестораны. Четыре мотеля среди своих предприятий питания имеют бистро современного формата «free flow». В специализированной литературе предприятия данного формата иногда называют «евростоловая».  По типу предоставления услуг преобладает обслуживание a la carte, исключение составляют лишь несколько предприятий, предлагающие комплексные обеды. Стоимость комплексных обедов колеблется в пределах 135 – 180 рублей. Комплексные обеды предлагают мотели Катюша, Пит Стоп, Сосенка, АЗК «Скорость», Валдайский двор, Чудово.

8 мотелей из 14 имеют на своей территории АЗС. Мотели «Сосенка», «Западный Мост», «Параллель», мотель АЗК «Скорость», мотель «ВалдайАвтотехсервис» предлагают услуги по ремонту автотранспорта.

9 мотелей из 14 имеют на территории магазины или киоски по продаже товаров первой необходимости. Мотели Петербургской топливной компании: один в Тверской области и два в Новгородской имеют современные евромаркеты с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Мотели «Пит Стоп», «Параллель», АЗК «Скорость», АЗК «МегаОйл», «ВалдайАвтотехсервис» предлагают услуги прачечной и мелкому ремонту одежды.

В продвижении своих услуг все исследуемые мотели имеют наружную рекламу. Собственный сайт имеют мотели «Сосенка», «Пит Стоп», «Балтика» и мотели ПТК.

Одной из положительных тенденций является то, что на сегодняшний день пять мотелей (Западный Мост, Пит Стоп, Мотель ПТК, Параллель, Чудово) принимают к оплате кредитные карты. Для сравнения в 2007 году в мотелях  Тверской области расплатиться за услуги можно было только за наличный расчет.

Следует отметить, что все мотели имеют охраняемые стоянки для легкового и большегрузного автотранспорта, а также предлагают услуги сауны или душевых без проживания.

Сравнив состояние мотелей в Тверской области в 2007 и 2009 году, можно увидеть следующее:

  • увеличилось количество мотелей с 8  до 10;
  • максимальная вместимость увеличилась на  66%, со 176 до 292 мест;
  • в большинстве мотелей цена за проживание в двухместном номере увеличилась в два и более раза, в среднем цена выросла на 100%;
  • цена комплексного обеда на предприятии питания при мотеле в среднем увеличилась на 60%, со 100 до 160 рублей.

В заключение хотелось бы отметить явный прогресс в развитии мотельного бизнеса за последние два года, но, не смотря на это, проблем в придорожном сервисе меньше не стало.

По-прежнему, одним из основных недостатков, является отсутствие информации о наличии мотелей. Одним из выходов из создавшегося положения можно предложить создание  справочника – каталога мотелей,  каталога  федеральных автомагистралей, с обозначением всей дорожной инфраструктуры, включающей мотели. Основная информация должна включать: место расположения, количество номеров, оснащение номеров, предлагаемые услуги, GPS координаты, номера телефонов, e-mail и др. контактная информация, позволяющая автотуристам осуществлять бронирование.

Такую же информацию необходимо размещать на специализированных Интернет-сайтах, например, rutrassa.ru, roads.ru. и др. Создание и распространение таких информационных каталогов будет способствовать продвижению услуг мотелей и  как следствие, увеличению их загрузки, а также популяризации автотуризма.

Мотелям необходимо активизировать продажи своих услуг: заключать договора с туристскими фирмами, занимающимися въездным и внутренним туризмом, предлагать свои услуги корпоративным клиентам. Особое внимание нужно обратить на крупные международные  транспортные компании, осуществляющие перевозку товаров по России, которые располагают достаточными средствами для обеспечения размещения и питания для своих сотрудников.

Используя западный опыт развития мотельного бизнеса, можно предложить создать Ассоциацию мотелей России (регионов, через которые проходят федеральные автомагистрали). Главной целью объединения в ассоциацию является выработка единых стандартов организации мотельного бизнеса и проведение совместного маркетинга для увеличения доходности своих предприятий.

Отсутствие на данном рынке зарубежных сетевых гостиничных операторов дает возможность развиваться отечественному мотельному бизнесу.

Основным конкурентным преимуществом для мотеля на автотрассе являются местоположение, поэтому одним из оптимальных размещений мотеля являются автозаправочные станции, где автомобилисты останавливаются в любом случае. Точки, расположенные рядом, могут создавать эффект притяжения. Такой комплекс, состоящий из мотеля, предприятий питания, АЗС, минимаркетов, услуг по ремонту автотранспорта, в том числе и большегрузного,  сам по себе может стать «достопримечательностью», ради которой стоит сделать остановку в пути.

 

Список используемой литературы:

сайт www.russiatourism.ru



170032, г.Тверь, ул.Московское ш., д.14, Тел. (4822) 52-58-35