Среди множества стандартов, сводов правил и систем сертификации, функционирующих на территории РФ, наибольшего внимания заслуживает система сертификации ГОСТ Р. Данную систему можно назвать эталонной, поскольку именно ГОСТ Р применяется при проверке соответствия, проводимой в обязательном порядке. На сегодняшний день система ГОСТ Р является наиболее распространенной в РФ. Кроме того, знак данной системы хорошо знаком российскому потребителю и в дополнительном представлении не нуждается.
Проводить добровольную сертификацию по системе ГОСТ Р или иным системам могут предприятия, аккредитованные в установленном порядке. Каждый орган сертификации имеет определенные объекты сертификации (сферу деятельности), входящие в его компетенцию.
Сертификация осуществляется по инициативе заявителя - организации, оказывающей услуги (работы).
Основными задачами и целями сертификации являются:
обеспечение потребителю гарантий, что сертифицированные услуги (работы), соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах;
повышение качества обслуживания и оказания услуг;
обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания организаций, оказывающих услуги;
оказание помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг;
содействие развитию услуг посредством укрепления доверия юридических и физических лиц к организациям, оказывающим услуги;
создание условий для обеспечения конкурентоспособности услуг (работ) на внутреннем и внешнем рынках.
При сертификации используют следующие нормативные документы:
национальные, международные и межгосударственные стандарты;
корпоративные стандарты организаций;
санитарные правила и нормы;
строительные нормы и правила;
технические условия;
отраслевые нормы;
методические рекомендации, рецептуры и другие документы, заявленные организацией, проходящей сертификацию.
Объектами сертификации являются услуги (работы), оказание которых регулируется нормативными, техническими и другими документами, содержащими требования к их качеству и безопасности, а также методы их оценки, проверки и контроля.
Сертификация услуг (работ) включает:
подачу организацией заявки на сертификацию;
рассмотрение заявки и документов, представленных организацией и принятие решения по заявке;
подтверждение соответствия услуг (работ) установленным требованиям, включая проверку результата;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами).
При сертификации услуг могут быть использованы имеющиеся у организации-заявителя документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям:
результаты экспертных оценок;
сертификаты соответствия других систем сертификации;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, и общественных организаций.
Объем документов, необходимых для проведения работ по сертификации услуг, определяется экспертами по сертификации в каждом конкретном случае.
Для проведения добровольной сертификации услуг (работ) заявитель направляет заявку в аккредитованный орган по сертификации услуг с необходимым комплектом документов.
Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов оценки соответствия, стабильности оказания услуг, сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года.
Заявитель, получивший сертификат соответствия, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры знаком соответствия, а также использовать знак в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках и стендах.
Инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами) проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок.